ЭКCПЕРТИЗА ЖИДКОСТИ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ

В отличие от механической коробки, масло в «автоматах» берёт на себя гораздо больше задач. Во – первых, там есть зубчатые передачи, так что от важнейшей функции смазывать ATF никто не освобождал Во – вторых, масло должно обеспечивать правильную работу фрикционных сцеплений. В – третьих, оно же передаёт крутящийся момент в гидротрансформаторе, двигаясь при этом с высокой скоростью (80 – 100 м/с) в узких каналах между лопатками колёс. Наконец, оно должно охлаждать детали коробки: конструкция последней такова, что избыток мощности двигателя здесь превращается в тепло, нагревая масло в жару до 150°С, тогда как 95°С – нормальный «крейсерский» режим.

Эти задачи обуславливают противоположные требования к ATF. Для смазки шестерён нужна вязкость побольше, а вот для работы гидротрансформатора она должна быть небольшой (4 – 8 сСт). Но если вязкость упадёт ниже 3 – 5 сСт, возникает опасность кавитации и течей через уплотнения.

Найти компромисс помогают присадки, но в присутствии разнородных металлов (например, сталь и бронза) они могут активизировать электрохимическую коррозию. В общем, обычную трансмиссионку в автоматические коробки передач лить нельзя, а чтобы водитель случайно не перепутал банки, ATF окрашивают в яркий, как правило, красный цвет. Что кстати, отражено в спецификациях.

Поскольку автоматические коробки передач для легковых автомобилей в нашей стране не выпускают (если не считать древних правительственных лимузинов), то на жидкость для них нет ни ГОСТа (это полбеды), ни оборудования для испытаний. А потому из множества параметров, заданных зарубежными спецификациями, мы решили измерить вязкость, температуру вспышки, смазывающие свойства, пенообразование и коррозионную активность.

Важнейшие характеристики смазывающих свойств должны измеряться на оборудовании, которого нет в России, - и лишь при этом условии результаты дали бы повод к отбраковке того или иного образца. В нашем случае применение четырехшариковой машины трения позволило лишь сравнить образцы друг с другом и расставить их по местам, ориентируясь на так называемый индекс задира. Его рассчитывают на основании нескольких трибологических характеристик. Чем он выше, тем лучше. Зато мы смогли объективно оценить коррозию медной пластины в баллах (где цифра характеризует степень коррозии, буква – цвет окисла) после трехчасового купания в горячем (+ 150°С) масле.

Итоги испытаний сведены в таблицу, нюансы отмечены в подписях к фото. Отметим, что почти «бесплатная» отечественная ATF Luxoil отличалась прямо - таки пивной пеной, но это согласно спецификации Dextron III, допустимо! А вот запредельная агрессивность к меди сдвинула на последние места такие громкие бренды, как Elf, Castrol, Mannol и примкнувший к ним ХАДО. Специалисты рассказали, что применение в автоматических коробках втулки с бронзовым (сплав меди!) покрытием очень чувствительным к коррозии, а повреждение тонкого слоя приводит в итоге к дорогостоящему ремонту всего «автомата»!

 

1-е место

ENEOS ATF III

 

Заявленный изготовитель – Nippon Oil Corporation, Япония.
Ориентировочная цена за 1 л – 190 руб.
«Масло № 1 в Японии» оказалось первым и в нашем тесте! По смазывающим свойствам с ним осоперничало бы лишь украинское ХАДО, но оно, увы, нетерпимо к бронзовым деталям. Морозостойкость «японца» (-46°С)
тоже на уровне.
+ Самые лучшие смазывающие свойства.
- Как и положено победителю, «минусов» не нашлось!


2-е место

ZIC Dexron III

 

Заявленный изготовитель – SK Corporation, Южная Корея.
Ориентировочная цена за 1 л – 150 руб.
Полусинтетическое масло и вправду выполняет все обещанное, в том числе антикоррозионную защиту. А вот с «Очень Высоким Индексом Вязкости» (та самая разрекламированная технология VHVI) вышла промашка: он здесь самый низкий из всех образцов.
+ Хорошие смазывающие способности, невысокая цена.
- Температура застывания -40°С
– самая высокая из всех образцов.

3-е место

Bizol ATF III

Заявленный изготовитель –
BITA Trading GmbH, Германия
Ориентировочная цена за 1 л – 200 руб.
Указаны допуски «Мерседес-Бенц» и МАН.
Отличная морозостойкость (-47°С), низкое пенообразование. Но почему-то… желтый цвет, тогда как спецификации Dexron и Mercon требуют красную окраску. Объяснения этому факту мы не нашли. Не было красителя?
+ Хорошие параметры, низкое пенообразование.
- Неправильный цвет, завышенная цена.

4-е место


Mobil ATF D/M


Заявленный изготовитель – ExxonMobil Oil Corporation, США
Ориентировочная цена за 1 л – 130 руб.
Конкретные допуски не указаны, но заявленным спецификациям Dexron III и Mercon безусловно соответствует. Цена вполне демократичная.
+ Очень хорошая очистка от примесей, отличная морозостойкость.
- Температура вспышки на грани требований спецификации Dexron III.

Журнал "За рулем" №6 2007

 

Бренд Eneos